Тереза Дурова‎ ушла из жизни

85-летняя внучка “дедушки Дурова” оставила манеж не так давно. Это человек, про которого слагали легенды. Тереза Дурова проработала на манеже аж до 76 лет.
Народная артистка России Тереза Васильевна Дурова была самой маленькой дрессировщицей слонов в мире. Ее рост всего 150 сантиметров. А слоны, с которыми она работала, были самыми крупными: до трех метров высотой и весом в 6 тонн.

Тереза Дурова‎ ушла из жизни
Тереза Дурова‎.

 

“Мать Тереза”, как называли Терезу Дурову в цирке была первой женщиной-укротителем в знаменитой династии, внучкой основателя клана “дедушки Дурова”. Несмотря на свой преклонный возраст- 85 лет- она не так давно оставила манеж.
Ее дочь, тоже Тереза Дурова, работает художественным руководителем “Театриума на Серпуховке”.
Похороны дрессировщицы пройдут во вторник.
Она чуть-чуть не дождалась до 86 лет — Тереза Васильевна Дурова, легенда советского и российского цирка и великая дрессировщица. Любимейшее развлечение детей всех времен? Конечно цирк! А сколько о цирке книг, мультфильмов, фильмов, песен… Если вдуматься, главной героиней всех цирковых ассоциаций была, возможно, она. На манеже с 5 до 73 лет! О своей великой матери рассказывает дочь — тоже Тереза и тоже Дурова, художественный руководитель “Театриума на Серпуховке”.

— Из ваших рассказов мы знаем, что Тереза Васильевна была мудрейшей женщиной. Без этой мудрости невозможно так гениально работать с животными, да?
— Человек, который не любит людей, не может любить животных, это мое глубочайшее убеждение. Я не могу сказать, что мама уникальный человек. Но то, как она жила, для меня эталон. Эталон обращения с людьми, отношения к семье, к животным, к детям, к поступкам, к работе…

— В ее легендарном аттракционе участвовали слоны, поэтому, наверное, ее считают в основном дрессировщицей слонов. Но ведь она много с кем работала?
— Слоны, конечно, большие и красивые, но малышей мама любила не меньше. У нее был огромный аттракцион, он так и назывался — «Смешанная группа дрессированных животных». Прелесть его всегда была в том, что очень много разных животных одновременно находятся на манеже. Мы никогда не рассказывали о том, что даже просто соединить их на манеже — огромный труд и опыт дрессировщика. Мама не хотела лишить людей праздника. Поэтому мне так не нравятся дрессировщики, которые выходят на манеж с огромными хлыстами, пыхтят, кряхтят и мне показывают, какие они сильные и какие звери рядом с ними слабые. В традициях нашей семьи всегда было наоборот.

— Она одна на манеже, при своем маленьком росте (150 см), рядом с огромными слонами… Фотографии потрясают.
— Да, мама выходила — маленькая, хрупкая, нежная крошечка… Но ее было видно и слышно отовсюду, и для этого ей не нужно было кричать.

— В чем была ее философия дрессуры, пришедшая по наследству от знаменитого дедушки Дурова?
— Вот в чем. Каждое животное требует огромного внимания. Когда к ней попадало новое животное — будь то слон или пони, — сначала она пыталась понять, что это животное может, в чем его талант. Не заставлять его делать то, что ему не нравится, что ему трудно. А найти ту крупиночку таланта данного животного, которую в игровой форме ты можешь раскрыть. Тогда дрессура в радость и дрессировщику, и животному. Это просто определить: если на манеж выходит собака с поджатым хвостом или прижатыми ушами, значит, в дрессуре что-то не так. Если животное выскакивает на манеж с удовольствием, хвост наверху и уши ходят ходуном — всё в порядке. Мама относилась к животным как к партнерам, друзьям. Наверное, поэтому везде, куда бы она ни приезжала на гастроли, всегда были очень заполнены залы.

— Ее цирковая карьера…
— Она началась, когда ей было 5 лет! Был такой замечательный аттракцион господина Труцци с лошадьми (конная династия обрусевших итальянских наездников). А мама росла в цирке, многое умела, как все цирковые дети. Поэтому она, будучи ребенком, стала работать в его конном аттракционе — акробатические танцы на лошади. С тех пор из цирка она не уходила, и только в 73 года она вышла на пенсию.

— Почему? У нее было плохо со зрением, но еще умерла ее любимая слониха Монри, многолетний партнер…
— Скорее из-за Монри. Мама была очень разумным человеком и понимала, что если сейчас возьмет маленького слоненка и начнет его воспитывать, то это не очень правильно и перед самим животным, и перед памятью Монри.

— Государственный цирк. Номер рождается, а потом переезжает из города в город. Значит, всю жизнь на колесах?
— Каждые три-четыре месяца переезд абсолютно всю жизнь. Квартира в Москве была пересадочным пунктом. Когда мама приезжала в отпуск, через 5 дней она уже начинала нервничать и думать, что же там, в цирке, и скорей возвращалась.

— Что стало с ее животными после ее ухода?
— Аттракцион был очень большой. Она не уходила на пенсию до тех пор, пока не устроила каждое животное в те руки, за которые она была спокойна. Мама знала, где находится каждое животное, всем людям она нашла работу и долгое время потом занималась устройством их дальнейшей судьбы. Эту семью она никогда не бросала. Помню старую пони Маргаритку, мы ее оставили в зоопарке в одном из городов. Так мама звонила туда чуть ли не каждую неделю! Как она поела, как она попила…

— Последние годы ей трудно было выходить на сцену?
— Ей было трудно физически, у нее были больные ноги из-за огромного числа травм, полученных за жизнь. Но она делала так, чтобы этого никто не замечал. Мама мне всегда говорила: если ты выходишь на манеж с радостью и осознаешь свой долг перед манежем, как правило, ничего не болит. До выхода ей могли делать обезболивающие уколы, но на арене все прекращалось мгновенно. Она была выносливым, сильным человеком.

Оставить комментарий